|
|
Так делает "ЭкоЛэнд"25.03.10 После наших публикаций об экологической ситуации в Новокузнецке, в редакцию начали поступать письма и звонки читателей. Суть их кратко можно сформулировать так: "Что же происходит с отходами на заводе-полигоне ООО "ЭкоЛэнд"? Что ж, вопросы резонные.
Давайте проследим путь твердых бытовых отходов, прибывающих в мусоровозах на этот завод. А нашим гидом будет начальник производства ООО "ЭкоЛэнд" Александр Орлов.
Путь отходов на заводе-полигоне начинается с весовой. В среднем за день через весовую проходит до 180 машин. Особенно много их бывает после выходных и праздничных дней, что абсолютно закономерно. Груженая машина становится на весы, прошедшие строгую поверку в Новокузнецком филиале Кемеровского центра стандартизации, метрологии и сертификации. Весовщик Инна Золотенина рассказывает, что современное оборудование автоматически фиксирует время въезда, номер машины, ее принадлежность той или иной компании-перевозчику, и что особенно важно - вес груженой машины.
После взвешивания мусоровоз въезжает на территорию завода, его разгружают и он снова, теперь уже пустой, оказывается на весах, чтобы можно было узнать вес машины без груза. В результате точно определяется вес поступивших твердых бытовых отходов.
Далее наш путь направляется на приемную площадку. Поступившие отходы трактором подаются на конвейеры и поступают в блок предварительной сортировки. Блок - это сложная система. Здесь все автоматизировано. Работникам завода не приходится ощущать неприятный запах, копаться в грязи. Установленные современные барабанные сепараторы дают возможность уже на начальном этапе выделять из общей массы мусора самую мелкую и грязную органическую фракцию - пищевые отходы, песок и т. д. Этот мелкий мусор не брикетируется, потому что и без этого имеет высокую плотность. Он сразу идет на захоронение. Частично используется для пересыпки тюков на участке складирования. Сейчас в "ЭкоЛэнде" рассматривают возможность изготовления из этого материала компоста. который могли бы использовать в качестве сельскохозяйственного удобрения или сырья для строительства дорог.
А мусор более крупных фракций отправляется в сортировочное отделение. Если черные и цветные металлы здесь отбирают при помощи специальной магнитной установки, то отбор полиэтилена, пластиковых бутылок, картона, белой и газетной бумаги, стекла и других видов отходов производится вручную. На этой трудоемкой работе заняты 55 сортировщиц. Одна из них Лолита Костенко рассказала, что работает на заводе почти со дня пуска, что условия труда значительно улучшились, после прохождения через сепараторы мусор на конвейерную ленту поступает на дальнейшую сортировку практически чистым, как ни парадоксально, на первый взгляд, это звучит. В помещении, где работают сортировщицы, нет неприятного запаха. Многое на заводе делается для того, чтобы сортировщицам было удобно работать.
Вот всего лишь несколько цифр, говорящих о солидном вкладе в экономию и экологию, полученном в результате работы сортировочного отделения. Переработка килограмма алюминия, поступающего на сортировочный комплекс "ЭкоЛэнда" в виде алюминиевых банок дает возможность сэкономить 8 килограммов бокситов. А на заводе в прошлом году его было переработано свыше 26 тонн! Не надо забывать и о большой экономии электроэнергии. Для переплавки и производства вторичного алюминия, например, требуется всего 5 процентов энергии, необходимой для выработки первичного алюминия.
А вот еще один факт, говорящий о полезности работы, проводимой на заводе по извлечению из мусора сырья, которое может пойти для вторичного использования. Речь идет и стеклобое. Стекло - это идеальный материал для рециклирования. Его можно неоднократно использовать в производстве без ущерба для качества изделий. При производстве нового стекла из стеклобоя требуется на 40 процентов меньше энергии в сравнении с производством из исходных материалов. Каждая тонна такого нового стекла позволяет существенно снизить выбросы в атмосферу СО2 . На целых 315 кг! При этом обеспечивается экономия природного сырья: кварцевого песка, кальцинированной соды, нефти. К тому же уменьшается неблагоприятное воздействие на окружающую среду. В этом случае не надо вести карьерные разработки. В результате деятельности "ЭкоЛэнда" выбросы СО2 в атмосферу могут быть сокращены примерно на 550 тонн!
Отобранное вторичное сырье брикетируется и отправляется на переработку. А то, что не подлежит переработке, поступает под мощный пресс и тоже брикетируется. Прессом "командует" прессовщик Александр Димов. По его словам, при пятикратной степени сжатия вес одного брикета зимой и летом составляет около 400-500 килограммов. Весной и осенью в мокрую погоду вес брикета увеличивается до 800 кг.
Затем брикеты поступают в распоряжение машиниста погрузчика Николая Григорьева. Он доставляет их на участок складирования. Место захоронения брикетов с твердыми бытовыми отходами оборудовано так, чтобы почва и подземные воды не загрязнялись. Здесь предусмотрены несколько защитных слоев: уплотненный слой глины, специальная пленка - геомембрана, защитный слой из суглинка.
Беседую с водителем универсального экскаватора-погрузчика Федором Верменчуком, который занимается работой по изоляции отходов суглинком. Он вполне доволен этой современной импортной машиной. В сравнении с российской техникой поломок случается меньше, а удобств в кабине – гораздо больше. А главное – эффективность выше.
Идем на участок крупногабаритных отходов. Сюда привозят старую бытовую технику, мебель, срезанные ветви деревьев, строительные материалы. На открытой производственной площадке КГО трудятся три человека - сортировщик, подсобный рабочий, дробильщик, который с помощью мощного дробильного агрегата может измельчить поступившие крупногабаритные отходы. Здесь же происходит сортировка: в отдельных кучах лежат картон, металлические части стиральной машины или холодильника, стекло. В месяц на полигон поступает 700 - 800 тонн крупногабаритных отходов.
Таким образом жители города благодаря "Эколэнду" получили возможность цивилизованным образом избавляться от старой мебели, техники.
Необходимо отметить, что технологический процесс на заводе-полигоне максимально автоматизирован. За главным пультом управления, например, находится высококвалифицированный электрослесарь Геннадий Себастьянов. Он следит за всем, что происходит на заводе, за работой различных механизмов по сенсорному экрану главного пульта управления. И если где-то возникает неисправность, информация о ней с объяснением причины поломки уже через секунду появится на табло. Фантастика!
Наша небольшая экскурсия по заводу ООО "ЭкоЛэнд" подошла к концу. Впечатление однозначно позитивное: мусор не просто свозится на полигон и сваливается в кучу. Здесь проводится огромная работа по многоуровневой сортировке отходов, их качественному прессованию и захоронению того, чего уже нельзя больше использовать. Интересно: у кого сейчас язык повернется сказать, что работа "ЭкоЛэнда" городу не нужна?
Газета "Кругозор"
Автор: Сергей Горовой |
||
|
|||
© 2008–2024. Все права защищены. Эколэнд. | |||